«Настоящий оптимист даже на кладбище вместо крестов видит плюсы.» ©
Даже апдейты на странице фермерских рынков в фейсбуке стали какими-то «ванильными», пишут о том, что с приходом осени пришло время жареного миндаля, печеных каштанов и тыквенного супа. Что уже пахнет зимой и тяжелеют тучи, и, вообще, настало самое время вспомнить о тех, кто уже не с нами, прогуливаясь по Ольшанскому кладбищу с охапкой хризантем в руках. Я не могу представить себя с охапкой хризантем на кладбище при всем желании. Да и вообще мне достаточно выйти на террасу на кухне, чтобы подумать о бренности бытия, и что там дальше по списку.
А все дело в том, что 1 ноября вид с моей террасы был примерно такой.
Если бы кто-то еще год назад сказал мне о том, что я буду жить рядом с кладбищем, я бы даже не нашлась, что ответить от возмущения. Теперь я воспринимаю все это с философским спокойствием. Я нераз раз прогулялась по Ольшанскому кладбищу, вгляделась в могилу Кафки, братскую могилу русских эмигрантов 19-го века, перечитала неизвестные имена на надгробиях, и ,конечно, зашла в православный храм. Я успела свыкнуться с этими небрежными пирамидами камней, и меня не смущает соседство крематория. Просто теперь знаю, что нет никакой нужды отрицать неизбежное – то, что является частью наше жизни. В этом нет ничего страшного.
Если говорить об отношении чехов к смерти, то оно кардинально отличается от нашего. Мои размышления на тему о жизни после смерти чехов приводят в восторг: «Какая разница, что будет потом, если сегодня и сейчас мы v pohodě!». Потом мне просто предлагают выпить еще пива. Практичность и приземленность. А этих двух качеств мне как раз таки не хватает.
Они с детства знают в какой банке хранить крупу и муку, чтобы там не завелась пищевая моль, о том, что сухие пряности и кофе складируют в керамике и фарфоре, а черный перец нужно перемалывать только перед употреблением. Но при этом абсолютно не интересуются гороскопами, картами таро и предсказаниями. Потому что это не имеет никакого отношения к реальности. Здесь даже в деревне никогда не услышишь о том, что кого-то сглазили. А если и услышишь, то, как правило, от словака. Поэтому, отношение у чехов к кладбищам спокойное, повседневное, как к чему-то прекрасному, хотя и печальному. Отсюда и абсолютная независимость цен на недвижимость от приближенности к кладбищу.
На пражских кладбищах можно часто встретить родителей, гуляющих с детьми или туристов с путеводителями, выискивающих надгробие умершего кумира. К кладбищам здесь относятся бережно, иногда здесь назначают свидания, и, конечно, кто-то приходит поплакать.
Именно, осенью, особенно часто, глядя на эти серые камни, я задумываюсь о том, для чего я живу. Потому что летом кладбище больше похоже на большой зеленый парк, а зимой покрыто снегом. И я рада этой возможности, так же как десяткам других, которые мне дарит Прага.
![]() |